САНАТОРИИ

Двигатели для вентиляции

Системы смазки и вентиляции картера
Старая истина, гласящая не подмажешь – не поедешь», в полной мере распространяется и на дизеля. От состояния систем смазки и вентиляции картера, а также правильного выбора моторного масла зависят не только надежность и долговечность двигателя, но и пусковые качества, его топливная экономичность, а также токсичность выхлопа.

Система смазки
Главная задача системы смазки – создать для уменьшения износа и облегчения движения между трущимися поверхностями масляный слой. Образующее его масло кроме своей главной задачи удаляет из трущейся пары посторонние частицы и продукты износа, предотвращает коррозию деталей, охлаждает трущиеся поверхности, а в некоторых двигателях используется в качестве теплоносителя и охлаждает днище поршня.
В большинстве двигателей грузовых автомобилей масло в основные узлы кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов подается под давлением. Часть поверхностей трения смазывается разбрызгиванием. Основная часть масла проходит через подшипники коленчатого вала (до 80% в новых двигателях и до 96% – в изношенных). Чаще всего используется параллельный подвод масла к подшипникам коленчатого вала.
Схемы масляных насосов:
а – с внешним эвольвентным зацеплением; б – с внутренним эпициклоидальным зацеплением; в – с внутренним эвольвентным зацеплением
Как правило, двигатели грузовых автомобилей имеют двухсекционные шестеренные масляные насосы. Основная секция подает масло к подшипникам, а дополнительная – используется для прокачки масла через теплообменник, центрифугу и для охлаждения поршней. Шестерни насосов могут иметь как внешнее, так и внутреннее – эпициклоидальное или эвольвентное – зацепление. Насосы с внутренним зацеплением более сложны в производстве, их привод требует повышенных затрат мощности, однако имеют меньшие габариты и более низкий уровень шума, а износ их шестерен меньше сказывается на производительности.
Производительность насоса выбирается из условия обеспечения заданного давления в системе смазки даже при перегреве, а также получения необходимого теплоотвода. У новых двигателей масляный насос должен иметь двух- или даже трехкратный запас по производительности, чтобы обеспечить надежную работу системы смазки при износе деталей насоса, вкладышей коренных и шатунных подшипников, а также шеек коленчатого и распределительного валов.
И что нибудь для срезки старых хомутов.
Шаг первый. Меняем обратные клапана.
На машинах с двигателем AEB стоят 4 обратных клапана. Меняются они элементарно.
Срезаем старые одноразовые хомуты, выкидываем старый клапан, одеваем новые хомуты на шланг и фиксируем новый клапан на месте.
Чтобы добраться до клапанов под впускным коллектором и дроссельной заслонкой, нужно отвинтить 3 винта на резервуаре с ОЖ, снять датчик уровня ОЖ и отодвинуть резервуар.
Места расположения обратных клапанов.
Один возле воздушного фильтра - снять пластмассовую крышку.
Второй между впускным коллектором и бачком ОЖ.
Ещё один под впускным коллектором (слева видно последний клапан под ДЗ)
И последний клапан под ДЗ
Под впускным коллектором также находится Т образный тройник 06A-103-247.
При работе на больших открытиях дросселя поступление свежего воздуха прекращается и через обе трубки 8 и 10 происходит удаление, отработавших газов и паров бензина из картера.
Клапан 5 вентиляции картера автоматически изменяет количество газов, отсасываемых из картера, в зависимости от величины открытия дроссельной заслонки. При большом увеличении разрежения во впускной трубе, что бывает обычно при работе двигателя на малых нагрузках или на холостом ходу, клапан поднимается вверх, перекрывает сечение трубки 8 и тем самым устраняет возможность обеднения горючей смеси за счет добавочного воздуха, поступающего из картера.
Устройство клапана вентиляции картера показано на рис, 40
Внутри корпуса б на болте 6, которым корпус крепится к крышке клапанной коробки, установлен клапан 4, изготовленный из цинкового сплава. Вес клапана подобран таким образом, что при небольшом разрежении во впускной трубе ой занимает крайнее нижнее положение, а на малых нагрузках и на холостом ходу, когда разрежение во впускной трубе значительно возрастает, он под влиянием этого разрежения поднимается вверх, перекрывая своим выступом выходное отверстие в корпусе, сообщающееся с трубкой 8. При этом отсос газов из картера значительно сокращается или совершенно прекращается.
Как показал опыт эксплуатации, клапанная система вентиляции картера двигателя ГАЗ-51 имеет следующие недостатки: 1. Малая эффективность очистки картера от паров бензина и отработавших газов при полных открытиях дроссельной заслонки и полных нагрузках в результате относительно незначительных разрежений во впускной трубе и повышенного пропуска газов при работе двигателя на этих режимах; образование в картере повышенных давлений, приводящих к течи масла через сальники и прокладки.
2. Значительные разрежения в картере во время работы двигателя при небольших открытиях дроссельной заслонки, приводящие к повышению пропуска газов поршневыми  кольцами и проникновению в картер пыли. 3. Затрудненность пуска двигателя из-за чрезмерного обеднения горючей смеси добавочным воздухом, поступающим во впускную трубу из картера двигателя, так как клапан при этом, вследствие малых разрежений во впускной трубе,  находится в своем крайнем нижнем положении, оставляя полностью открытым выходное отверстие в корпусе клапана, сообщающее картер со впускной трубой.
4. Быстрое засмаливание клапана и трубок из-за их небольшого сечения и, как следствие, нарушение действия всей системы вентиляции картера.
Для отделения капель масла (находящихся во взвешенном состоянии в картерных газах) и для уменьшения попадания пыли и грязи в картер двигателя при повышении разрежения в системе впуска, например при засорении воздушного фильтра, установлен регулятор разрежения в картере, расположенный в передней крышке коробки толкателей.
При повышении разрежения в системе впуска мембрана с запорным клапаном 7 под действием разрежения, преодолевая усилие пружины 8, перемещаются в двигатели для вентиляции седла клапана 7, перекрывая входное отверстие в гнездо пружины, чем достигается снижение расхода картерных газов и поддерживается оптимальное разрежение в картере.
При полностью перекрытом входном отверстии в гнездо пружины газы из картера поступают только по калиброванному отверстию 9.
Помимо плавающих автоматических клапанов в системах вентиляции применяются управляемые мембранные клапаны с иглой или золотником, изменяющими проходное сечение канала вентиля­ции в зависимости от режима работы двигателя.
Конструкция мембранного клапана показана на рис. 1, е. Корпус 4 клапана над мембраной 1 через отверстие сообщается сатмосферой, а полость под мембраной соединена с впускным трубопроводом. Мембрана, нагруженная пружиной 2, связана штоком с полым золотником 3, который располагается в трубке, соединен­ной с картерным пространством. По мере прикрытия дроссельной заслонки разрежение во впускном трубопроводе и в нижней поло­сти клапана увеличивается. Мембрана прогибается вниз и золотник начинает перекрывать отверстие в трубке, снижая тем самым интенсивность отсоса газов из картерного пространства. Мембран­ные клапаны достаточно эффективны, но из-за сложности и отно­сительной дороговизны широкого распространения в автомобиль­ных двигателях не получили.
В карбюраторных двигателях применяются и более сложные клапанные системы вентиляции. В дизелях применяют преимуще­ственно открытые системы вентиляции. Объясняется это тем, что в составе картерных газов дизелей значительно меньше токсичных компонентов, отрицательно влияющих на организм человека. Действительно, в процессе сжатия в картерное пространство дизе­лей прорывается воздух, а не горючая смесь. А поскольку они работают с большим избытком воздуха, их продукты сгорания содержат гораздо меньше неполностью сгоревших углеводородов топлива, чем в карбюраторных двигателях.
Современные устройства для вентиляции картерного простран­ства двигателей представляют собой самостоятельную систему, оказывающую существенное влияние на работу других систем, двигателя.
Источник: Райков И.Я. Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г.

Комментарии

Нет комментариев ...

Оставить комментарий

  © ВЕНТИЛЯЦИЯ РОССИИ. Все права защищены..